Версия для слабовидящих   |    English   |    Русский   |    Қазақша  


09.04.2014

Международные стандарты помогают справиться с проблемой контрафакции

В последнее время работоспособность критически важных электронных систем все чаще нарушается по вине одного или сразу нескольких компонентов, произведенных контрафактным* путем. Неудивительно, что различные организации принимают соответствующие меры, чтобы минимизировать вероятность возникновения вышеописанной проблемы. Не последнюю роль в данном процессе играют Ассоциация инженеров-транспортников США (Society of Automotive Engineers; SAE) и Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК), которые среди прочего разрабатывают рекомендации касательно выбора и эксплуатации компонентов отказоустойчивых электронных систем.

Примечательно, что специалисты SAE одними из первых разработали международный стандарт, направленный на противодействие контрафакции в данной сфере и получивший название SAE AS5553 "Поддельные электронные компоненты – Избежание, обнаружение, смягчения последствий и утилизация". Тем не менее, как отмечает эксперт в области стандартизации Джо Ванн, в первой версии международного стандарта SAE AS5553 использовались фразы, которые были юридически неточными и не позволяли обособить понятия "мошенничество" и "подделка". Ванн является членом рабочей группы (РГ) 3 в составе технического комитета (ТК) 107 Международной электротехнической комиссии, разрабатывающей стандарты, с помощью которых можно обнаружить контрафактные электронные детали для авионики** и избежать их использования в критически важных системах.

В последующем стандарт был обновлен до версии AS5553A, в которой вышеназванные недоставки были устранены. Этот документ использовался среди прочего при работе над технической спецификацией TS62668-1 "Управление процессами в авионике – Защита от подделок – Избежание применения поддельных, обманных и повторно используемых электронных компонентов", над которой трудились специалисты Международной электротехнической комиссия.

Специалисты SAE рекомендуют использовать стандарт AS5553A организациям, которые занимаются поставками и / или интеграцией электронных компонентов в готовые критически важные системы. Изложенные в стандарте рекомендации носят обобщенный характер и могут применяться в разрезе всей цепочки поставок подобных электронных компонентов, независимо от их типа и размера. Тем не менее, международный стандарт AS5553A не содержит описания эффективных механизмов противодействия недобросовестным производителям из Азии, которые при изготовлении электроники используют технологию заливки компонентов на печатной плате без формы*** (Glob-Top Application) и маркируют свою продукцию с использованием недостоверной информации. Опубликованные чуть позже стандарты SAE AS6081 "Контрафактные электронные компоненты – Рекомендации для дистрибьюторов" и SAE AS6171 "Стандарт на методы тестирования контрафактных электронных компонентов" проблему также не решили.

Чтобы обойти этот недостаток и повысить надежность критически важных электронных систем государственной важности (авионика, транспортное оборудование и оборонные системы), регулирующие органы США и ЕС приняли решение о том, что в случае обнаружения контрафактных деталей уже в процессе эксплуатации критически важного оборудования ответственность будут нести все организации, вовлеченные в цепочку поставок оборудования, в состав которого входят подобные детали. Таким образом, чиновники попытались заставить поставщиков и интеграторов уделять больше внимания контролю качества. Последним подобное решение по очевидным причинам показалось несправедливым.

Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации компаниям остается лишь использовать все актуальные стандарты – созданные как SAE, так и МЭК – для разработки собственных комплексных программ выявления контрафакта. При этом если у компании недостаточно ресурсов для контроля всех своих подрядчиков, ее руководство может выделить так называемых "проверенных партнеров", проверки поставляемых которыми компонентов будут проводиться лишь выборочно. В группу "проверенных партнеров" можно отнести поставщиков, с которыми у компании имеются давние партнерские отношения, при этом отсутствуют сколь-либо значимые претензии к поставляемой ими продукции.

* Контрафакция – неправомерное использование производителем какого-либо товара фирменных обозначений другой компании, которая, как правило, является широко известной и хорошо зарекомендовавшей себя на рынке.

** Авионика (бортовое электронное оборудование воздушных судов) – совокупность всех электронных систем, которые были разработаны для применения в авиации в качестве бортовой электроники.

*** Заливка компонентов без формы позволяет скрыть маркировку размещенных на печатной плате микрочипов и выдавать дешевые компоненты, характеризующиеся низким качеством и невысокой надежностью, за дорогие, высококачественные и надежные аналоги.

По материалам: http://www.newelectronics.co.uk/

Просмотров: 2603

Возврат к списку

Новости